- Что такое БЖРК
- История создания боевых железнодорожных ракетных комплексов
- Постановка на боевое дежурство и завершение службы
- Принцип устройства и действия БЖРК Предлагаемая схема нового ракетного поезда «Баргузин». Сходство прослеживается с «Молодцом»
- Испуганное НАТО
- Преимущества и недостатки БЖРК
- За мгновения до Апокалипсиса
- Разновидности БЖРК
- БЖРК «Молодец»
- БЖРК «Баргузин»
- ТТХ боевых железнодорожных ракетных комплексов
- БЖРК «Молодец»
- Почти готов?
- Уникальные решения
Что такое БЖРК
Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) — мобильный носитель ядерного оружия стратегического назначения. Сначала для его обозначения использовалась другая аббревиатура — БРЖДК, но постепенно «лишняя» буква исчезла. По внешнему виду это обычный поезд, что делает его обнаружение и отслеживание крайне сложной задачей для вероятного противника. Кроме того, такой носитель отличается высокой мобильностью: он способен преодолевать сотни и даже тысячи километров в течение дня. Скрытность и мобильность — важнейшие свойства, позволяющие рассчитывать на то, что комплекс сможет «пережить» первую ядерную атаку агрессора и осуществить ответный пуск.
История создания боевых железнодорожных ракетных комплексов
В конце 1950-х годов в США была разработана твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета LGM-30 Minuteman. От более ранних жидких носителей его отличала дешевизна, простота использования и компактность. Все эти качества позволили американским военным продвинуть идею размещения «Минитменов» на специальных поездах.
Уже в 1960 году была проведена операция «Большая звезда», в ходе которой по железным дорогам США были перемещены массовые макеты, копирующие LGM-30. Несмотря на то, что учения были завершены успешно, дальнейшего развития концепция не получила, так как поезд с ядерными ракетами был признан слишком дорогим.
Презентация модели поезда с ракетами LGM-30 в компании Boeing. Предполагалось построить 30 таких поездов
Первые советские проекты «железнодорожной базы» появились практически одновременно с американскими, а соответствующими разработками занимались три КБ:
- ОКБ-586 (будущее КБ «Южное»). В поезде предполагалось разместить ракеты средней дальности РТ-12;
- ОКБ-301 (ныне АО «НПО имени С.А. Лавочкина»). Самый необычный проект, связанный с железнодорожным базированием крылатой ракеты «Буря»;
- ОКБ-1 (современное название – РКО «Энергия» имени С.П. Королёва). Комплекс создавался в расчете на использование ракет РТ-2, способных долететь до США.
Все три проекта пришлось закрыть на самом раннем этапе: времени на их реализацию еще не было. Вопрос о БЖРК вновь встал на повестку дня после того, как ОКБ-586 («Южное») приступило к созданию твердотопливной ракеты РТ-21. Но и здесь производительно испеча, к программе, не программа. Ни РТ-21, ни РТ-22 на вооружение Советской Армии не поступали. Поэтому ракетные поезда появились только на чертежах.
Межконтинентальная крылатая ракета «Буря» — самый необычный вариант вооружения БЖРК
Поворотным моментом в этой истории стал 1969 год, когда КБ «Южное» получило официальное задание правительства, которое предусматривало создание специального поезда под новый перспективный МБР РТ-23. Спустя два долгих десятилетия кропотливая работа советских конструкторов завершилась полным успехом — в войска поступил «Молодец» — первый в мире БЖРК. Вот только достижение, как вскоре выяснилось, оказалось эфемерным.
Уже в 1993 году Россия обязалась уничтожить эти поезда в течение десяти лет, что и было сделано – уцелели только два из них, да и то в качестве музейных экспонатов. Кроме того, по просьбе западных «друзей», ракетные поезда практически все время своего существования проводили в пунктах постоянной дислокации, практически не появляясь на железных дорогах.
В начале ХХ века США стали чувствовать себя все более свободно на международной арене. Было официально объявлено о выходе из договора о ПРО, а затем о создании доктрины «мгновенного глобального удара», направленной на полное уничтожение военного потенциала любого потенциального противника. В этих условиях российское руководство было вынуждено вновь задуматься о потерянных поездах стратегического назначения.
Восстановить разрушенные «Молодцы» было уже невозможно, так как КБ «Южное» стало после распада СССР иностранной компанией. Единственным выходом было создание совершенно нового комплекса, получившего название «Баргузин».
РТ-23 (она же РС-22) уже на колесах и в пусковом контейнере, но еще не в «холодильнике»
Постановка на боевое дежурство и завершение службы
Ракета была принята на вооружение в конце восьмидесятых годов. Карьера «нулевого поезда» началась примерно в то же время. Этому предшествовали долгие испытания. РТ-23 УТТХ испытывался с февраля 1985 г по 22 декабря 1987 г и провел 32 пуска. Дедерный сопад потерял 18 выходов на странице, других комментариев 400 тысяч выше достижений по всей стране. После вооружения двенадцать эшелонов Костромской, Пермской и Красноярской ракетных дивизий вышли на боевое дежурство.
Агентство по уменьшению угроз обороны FOIA / Википедия
Ракетные установки оставались невидимыми для американских спутниковых шпионов. Они сливались с «транспортным потоком» и отследить их среди других поездов было крайне проблематично. Призраки, готовые в любой момент нанести удар из любой точки огромной страны, сильно нервировали генералов «вероятного противника». Ведь волнение длилось недолго.
Соглашения между СССР и западными странами начала девяностых ограничивали движение суперпоездов. Они могли ходить только по отдельным маршрутам в районе постоянной дислокации и не имели права осуществлять патрулирование по всей железнодорожной сети страны.
В январе 1993 года Борис Ельцин и Джордж Буш подписали соглашение о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-II), которое запрещало использование баллистических ракет с отделяемыми головными частями. Его позиция обязывала Россию снять со своего вооружения все ракеты «Молодец» до 2003 года. И хотя страна заявила о неактуальности договора в ответ на односторонний выход США из договора по ПРО, нулевой поезд она не спасла. Из двенадцати композиций сохранились только две. Их передали в музеи. Остальные были демонтированы.
Принцип устройства и действия БЖРК
Предлагаемая схема нового ракетного поезда «Баргузин». Сходство прослеживается с «Молодцом»
В состав боевого железнодорожного комплекса входят следующие элементы:
- Стартовые модули, размещенные в специально оборудованных вагонах. Ракеты изначально располагаются в горизонтальном положении;
- Дизельные двигатели, приводные поезда;
- Командный модуль;
- Цистерна, в которой находится бак дизельного топлива.
В частности, командный модуль РТ-23 УТТХ «Молодец» состоял из семи вагонов, в которых располагались пункты управления пуском, жилые отсеки для военнослужащих, столовая и другие необходимые помещения.
Применение ракетных поездов предполагает их размещение в пунктах постоянной дислокации с возможностью немедленного выхода на дежурство по команде. Двигаясь по железным дорогам, этот «специальный» поезд постоянно поддерживает связь с командованием и после получения приказа должен немедленно остановиться, а затем в кратчайшие сроки подготовить и осуществить пуск по заданным задачам.
Испуганное НАТО
Любая новость про «Баргузины» вызывает бурю критики на Западе. И их страх понятен: при размещении ракет на поездах очень сложно отследить движение подобных конструкций. Выше машины в целом идентичны обычным, поэтому в любой момент могут изменить направление, что очень затрудняет разрушение комплекса в случае старта. Так печему же телефон десилиться от столового грозного высома? Разобьём несколько версий
Во-первых — дезинформация противника. Да-да. Старый добрый приём. Пусть западные военные думают, что мы действительно решили отказаться от поездов с ракетами.
Вторая версия — действительно отказалась. И здесь есть некоторые пояснения. У ведущих разработчиков ракетных комплексов нет четкой позиции относительно эффективности «Баргузинов», а в Генштабе есть как противники, так и сторонники этого вида вооружения. Не исключено, что при формировании госпрограммы статья о расходах на поезда-призраки просто исчезла. Более того, даже раньше создание БЖРК не было для армии приоритетной задачей. Так, в декабре 2015 года источник в ОПК России сообщил СМИ, что из-за сложной финансовой ситуации сроки создания «Баргузина» перенесены более чем на год и не будут завершены до 2020 года.
Против «Баргузинов» ожидаюти РЖД. Во-первых, железнодорожники, по слухам, были крайне недовольны ускоренным износом железнодорожных путей, по которым должен был двигаться «Баргузин». Из-за тяжелых ракет массой 105 тонн пришлось усилить колесные пары для их размещения. Но использовать в новом БЖРК тяжелые ракеты не планировалось — там должны были разместиться легкие ракеты РС-24.
Сегодня, когда на первый план вышли вопросы прибыли и коммерции, РЖД уж точно не готовы, как это было раньше, защищать свои интересы ради обороны страны, а также нести расходы по ремонту полотна, в случае принятия решения о том, что на их дорогах вновь будуне курсировать БЖРК. Именно коммерческая причина, по мнению некоторых специалистов, могла стать препятствием для окончательного решения о принятии их на военную службу.
Однако сейчас эта проблема решена. Дело в том, что в новых БЖРК больше не будет тяжелых ракет. Комплексы вооружены более легкими реактивными снарядами РС-24, которые используются в комплексах «Ярс», в связи с чем вес вагона сравним с обычным, что позволяет добиться идеальной маскировки боевого порядка. Но, как говорят, железные дороги все же были не в восторге от необходимости встраивать в транспортную систему еще больше поездов с ядерными боеголовками.
БЖРК должен был стать сильнейшим аргументом, нашим главным козырем в споре с американцами по поводу целесообразности развертывания глобальной системы ПРО. «Пьезд-призрак» мог стоять где угодно, где есть шпалы и рельсы, поворачиваться в любую сторону и даже использоваться в момент атаки потенциального противника. Теперь он может добиться судьбы «Молодого человека». Но это не точно.
Преимущества и недостатки БЖРК
Особое место в классической «ядерной триаде» занимают железнодорожные комплексы. Обычные минные установки неподвижны, и как бы тщательно они ни были замаскированы, рано или поздно их обнаружит спутниковая разведка. Другими словами, противнику заранее известно, куда следует нанести обезоруживающий удар. Атомные подводные лодки двигаются и стараются оставаться незамеченными, но любую из них все же можно обнаружить, отследить, а затем уничтожить. Стратегические бомбардировщики еще более уязвимы.
Пока «Молодец» не начнет готовиться к пуску, отличить его от грузового поезда практически невозможно
Более того, при внезапной атаке даже мобильные наземные комплексы могут быть не в состоянии обеспечить противнику контрудар, так как чаще всего находятся не более чем в нескольких десятках километров от своей основной базы. Другое дело железнодорожный состав, который способен перемещаться на огромные расстояния, причем очень быстро. Благодаря этому качеству никакая разведка не поможет потенциальному агрессору определить, в какую именно точку следует нанести удар, чтобы вывести ракетный поезд из строя.
Главный недостаток БЖРК — относительно низкий уровень защиты. Хотя поезд и бронирован, он не может быть столь устойчив к поражающим факторам ядерного взрыва, как пусковая шахта. Кроме того, большое внимание уделяется нападению диверсантов. Правда, вероятность таких атак не очень высока: их очень сложно организовать.
Также следует отметить, что довольно существенным недостатком РТ-23 УТТХ был его огромный вес – рельсы провисали и изнашивались под тяжестью пусковых модулей.
За мгновения до Апокалипсиса
Все процедуры, начиная с получения команды Генштаба и запуска ракеты, занимали максимум три минуты. Поезд останавливался где попало. Из вагонов выползали гидравлические проры для придания стоустания. Специальные манипуляторы растягивали и укорачивали контактные провода контактной сети, чтобы защитить их от пламени из сопла ракеты. Пусковой модуль ожил и занял вертикальное положение.
Боковые вдвижные опоры и устройства отведения и закачивания контактной сети
Струя маршевой части при пуске ракеты представляла угрозу комплексу и железнодорожному полотну, поэтому пуск производился минометом. Сначала пороховой заряд подбрасывал снаряд на высоту двадцати метров, после чего он отклонялся от строя и только потом включался маршевый двигатель.
Разновидности БЖРК
В течение последних шестидесяти лет было придумано немалое количество самых разных проектов боевых поездов, однако в большинстве случаев смелый замысел конструкции оставлялся на блокноте в виде чертежа или эскиза. Всего построено два комплекса — РТ-23 УТТХ «Молодец» и более современный «Баргузин», который, однако, недостроен.
Еще один музейный экспонат – РТ-23 УТТХ в модификации 15Ж60 (валовая база). От «железнодорожной» отличался в основном обтекателем
БЖРК «Молодец»
Первый и пока единственный серийный боевой железнодорожный комплекс создавался очень долго. Правительственное задание предусматривало одновременную разработку как спецпоезда, так и предназначенной для него ракеты РТ-23, которая впоследствии получила обозначение на Западе по классификации, принятой в НАТО, как SS-24 Scalpel (не путать с СС-19 Стилет).
Изначально казалось, что все закончится провалом. Испытания двигательных установок ракеты затянулись настолько, что в 1973 году проект поезда был «заморожен», а все усилия были направлены на разработку стационарного «минного» варианта оружия, обозначенного в документах как 15Ж44. Все это происходило на фоне постоянного повышения уровня требований со стороны основного заказчика — Министерства обороны СССР.
В 1979 году конструкторам дали сразу два указания: во-первых, установить на РТ-23 боевой блок с отделяемыми головными частями, во-вторых, вернуться к проблеме создания «состава специального назначения». Испытания «вальной» ракеты начались в 1982 году, а через два года состоялся первый пуск РТ-23 (в модификации 15Ж52) с боевого состава. Он был построен всего в одном экземпляре и являлся чисто прототипом для отработки технологий и обучения. Испытательные пуски в основном прошли успешно, однако военных не устроила как дальность, так и точность поражения цели. Решить эти проблемы удалось только после создания РТ-23 УТТХ, она же 15Ж61 или СС-24 Скальпель обр. 3 по классификации НАТО.
Один «Молодец» обслуживал целый полк ракетных войск, а дивизию составляли четыре полка
В 1989 году на вооружение Советской Армии поступил первый в мире полноценный БЖРК «Молодец». Он представлялся спецпоездом, оснащенным тремя ракетами 15Ж61. Всего было построено 12 таких сооружений.
Наиболее существенными особенностями конструкции «Молодца» были:
- Замаскированные под холодильники троховагонные пусковые модули, устанавливаемые на тележки с двухвойным номером осей;
- Выдвижные упоры для фиксации платформы перед ракетой;
- Специальная система, с помощью которой провода контактной сети отводились в сторону и заземлялись.
Для уменьшения габаритов 15Ж61 конструкторы создали для него специальный складной обтекатель. На 15Ж52 он был надувным. Старт также был нестандартным: сначала производился «минометный старт» — ракета выбрасывалась вверх без включения двигателей, затем пороховой ускоритель придавал ее корпусу наклонное положение, и только после этого запускалась силовая установка работающий. Благодаря использованию такой схемы горячие газы отводились в сторону и не могли повредить состав или рельсы.
БЖРК «Баргузин»
Разработка нового боевого железнодорожного комплекса, официально начатая в 2012 году, была поручена Московскому институту теплотехники (МИТ). При этом предполагалось использовать межконтинентальные РС-24 «Ярс», вес которых более чем в два раза превышает вес советских «Скальпелей». Снижение массы пусковой установки позволило отказаться от применения усиленных колесных тележек. Кроме того, новый поезд уже не требовал усиления железнодорожных путей. Скрытность возросла, так как раньше весьма специфичные вагоны пусковых модулей «Молодца» можно было опознать при внимательном наблюдении.
«Идеальный вариант» скрытого просмотра МБР. Возможно удастся реализовать хотя бы частично на «Баргузине
В 2014-2015 годах несколько раз публиковались официальные сообщения об успешной разработке отдельных компонентов системы, однако затем наступало молчание, продлившееся до декабря 2017 года, когда, наконец, было объявлено, что все работы по проекту завершены полностью остановился.
Официальной причиной резкого падения стал банальный дефицит финансирования. Казалось, что на этом все и закончится, но в первые месяцы 2020 года журналисты заговорили о возможном возрождении производства «Баргузин». На этот раз причиной стал выход США из Договора о запрещении ракет средней дальности. Поэтому СМИ уже «перевооружили» новый БЖРК, заявив, что теперь на него решено установить РС-26 «Рубеж». Оценить уровень известности и человекосинформации «вбросов» сегодня кременту другон.
ТТХ боевых железнодорожных ракетных комплексов
БЖРК «Молодец»
Дальность стрельбы | 10 450 (10 100) километров |
Круговое отклонение | 0,2-0,3 (0,5-0,7) км |
Стартовая масса ракет | 104,8 тонны |
Забрасыдаемый вес | 4050 кг |
Вес пусковой устании | 126 тонн |
Вагоны с ПУ и ракетой | Более 200 тонн |
Длина ракеты (полная) | 23,3 метра |
Коэффициент энерговесового совеченства ракеты Гпг/Го, кгс/тс | 31 |
Тип головной части | Разделяющиеся ГЧиндовного исследования |
Количество боевых блоков | 10 |
Мощность зарадиа | 550 килотонн |
Время приведения ракеты в боевое положение | 80 секунд |
Максимальная скорость БЖРК | 80 км/ч |
Количество ракет | 3 |
В скобках указаны характеристики ракеты РТ-23 (15Ж52), которая устанавливалась на самый первый прототип боевого железнодорожного ракетного комплекса.
Читайте также: Ракета ФАУ-2: немецкая межконтинентальная баллистическая ФАУ-1, технические характеристики, применение
Почти готов?
В ноябре прошлого года консультант командующего РВСН генерал-полковник Виктор Есин заявил, что пусковые испытания ракеты для боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» прошли успешно. Испытательный пуск ракеты состоялся в начале ноября на космодроме «Плесецк» под Архангельском.
«Результат, как говорится, приемлемый — то есть задачи, которые ставились перед испытанием, были решены. Ракета подтвердила возможность старта с железнодорожной платформы», — сказал Есин. Речь идет о ракете типа РС24 «Ярс».
Собственно говоря, и тогда представители Минобороны не утверждали конкретных сроков введения «поездов-призраков».
«Развитие железнодорожного комплекса зависит от целого комплекса факторов. Здесь необходимо учитывать и другие составляющие «ядерной триады». Все это будет привязано к новой госпрограмме, которая начнет действовать в 2018 году.Так что говорить что-то определенное сейчас преждевременно», — заявил Есин.
Уникальные решения
Для проектирования спроектировали отсеки грузоподъемностью 135 тонн. Непримечательные снаружи, они получили восемь, а не четыре пары колес и сдвижную крышу. Боевой железнодорожный ракетный комплекс, как и поезд мира, состоял из семнадцати вагонов, но для целей конспирации они выглядели как стандартные пассажирские и рефрижераторные вагоны.
Ракета железнодорожной базы тоже оказалась не совсем обычной, а своеобразным трансформером. Обтекатель головной части имеет изменяемую геометрию, благодаря чему РТ-23 УТТХ удалось втиснуться в ограниченное пространство. Масса трехвагонных стартовых модулей вынудила применить разгрузочные устройства для распределения части веса на соседние секции.
Поезд-призрак включал в себя три шестиосных магистральных тепловоза ДМ62 мощностью 2000 л.с., командный модуль из семи вагонов, бак с горючим. Запас продовольствия, воды и топлива позволял пролежать в автономном «плавании» 28 суток. Каждый отряд обслуживал по семьдесят человек.
Еще один интересный факт — цена. В 1985 году одна ракета РТ-23 УТТХ «Молодец» стоила государству 22 миллиона рублей!