- Общие сведения
- Описание ракеты «Булава»
- Некоторые оценки испытаний
- Главные свойства
- Технические характеристики Р-30 «Булава»
- От «Барка» к «Булаве»
- История запусков
- История сотворения
- Тесты
- Проводимые испытания
- ТТХ
- Скорость ракеты «Булава»
- Носители
- Критическая «Булава»
- Главный калибр
- Критика
- Тактико-технические характеристики Борея
- Сравнительные свойства
- Немного об особенностях комплекса
- Оценка испытаний
Общие сведения
- Страна Россия
- Обозначение: 3М30
- Код: СТАРТ РСМ-56
- По классификации НАТО: SS-NX-30
- Назначение: БРПЛ
- Разработчик: Массачусетский технологический институт
Описание ракеты «Булава»
Полной информации о технических характеристиках Р-30 нет, она засекречена.
Ракета Р-30 «Булава» состоит из трех твердотопливных ступеней и ступени разведения боевых частей. Это восприятие, которое
ступень блочного разделения работает на жидком топливе, но это сомнительно, так как MIT специализируется на твердотопливных системах. Ракета использует топливо пятого поколения с высокой энергоэффективностью.
Корпус ступеней ракеты выполнен из композиционных материалов, с применением высокопрочного арамидного волокна, что позволяет увеличить давление в камере сгорания и получить более высокий импульс.
Двигатель первой ступени запускается сразу после выхода ракеты из воды. Двигатель первой ступени работает до пятидесятой секунды полета. Двигатели второй ступени работают до девяностой секунды полета, после чего включаются двигатели третьей ступени. Информация о характеристиках и конструкции размножающейся ступени боеголовок очень скудна.
После прохождения блокирующей зоны ядерного удара головной убор отделяется. Ракета «Булава» оснащена разделяющейся головной частью индивидуального наведения, состоящей из шести (по другим данным, десяти) боеголовок. Они имеют небольшие габариты, коническую форму и высокую скорость полета. Также на стадии выпуска блоков находится комплекс для преодоления противоракетной обороны противника, но о его устройстве и характеристиках нам ничего не известно. Боевые части ракеты «Булава» имеют высокую степень защиты от ядерного взрыва.
Есть непроверенная информация об изменении принципа отделения боевой части ракеты «Булава». Некоторые источники сообщают, что боевые части ракеты могут свободно маневрировать, а также разработчики заявляют об очень высокой точности наведения по сравнению с предыдущими советскими и российскими ракетами.
По их мнению, именно этот фактор сможет компенсировать относительно невысокую мощность боевых частей, на что неоднократно указывали критики Р-30. Радиус отклонения боевых частей не более 200 метров. Генеральный конструктор ракеты «Соломон» утверждает, что «Булава» имеет более высокий показатель живучести, чем ракеты предыдущего поколения.
Система управления «Булавы» — астро-радиоинерциальная. Бортовой вычислительный комплекс обрабатывает данные, поступающие от оптико-электронной аппаратуры, которая во время полета определяет координаты ракеты, изучает расположение звезд, а также обменивается информацией со спутниками информационной системы ГЛОНАСС.
Некоторые оценки испытаний
Многие специалисты очень часто критиковали этот комплекс. Это было связано с тем, что запуск ракеты «Булава» был неудачным в 45% случаев. Хотя это довольно противоречивая информация, так как несколько попыток были частично успешными, хотя и имели отклонения. Также около 90% неудачных пусков приходилось на стадию активной разработки. Но когда ракета была достроена, из 10 пусков только один не удался.
Такие показатели говорят как раз об обратном — что баллистическая ракета «Булава» очень надежна, так сказать. Юрий Соломонов дал свой комментарий по поводу большого количества ошибок при тестировании. Он сказал, что их невозможно предсказать. Дело в том, что все процессы, приводящие к отклонению, происходят за доли секунды. А чтобы выяснить их природу, MIT провел десятки дорогостоящих тестов, что в итоге привело к положительной динамике.
Главные свойства
Характеристики булавы
- Количество ступеней: 3
- Длина (с МС): 12,1 м
- Длина (без БЧ): 11,5 м
- Диаметр: 2 м
- Стартовая масса: 36,8
- Забрасываемый вес: 1150
- Тип топлива: твердое смешанное
- Дальность: 8000 км
- Тип боевой части: многозарядная, ядерная, отделяемая
- Количество боеголовок: 6
- Мощность зарядки: мт
- Автономная инерциальная система управления на базе БЦВК
- Базовый метод 955 Борей («941 Акула»)
Технические характеристики Р-30 «Булава»
Тип | межконтинентальный, морской |
Дальность полета, км | 8000 |
Тип боевой части | могут быть разделены, с отдельными единицами наведения |
Количество боеголовок | 6-10 |
Система контроля | автономный, инерционный на базе ЦБВК |
Масса отливки, кг | 1150 |
Тип запуска | засуха |
Стартовая масса, т | 36,8 |
Количество шагов | 3 |
Длина, м: | |
ракеты без боеголовки | 11,5 |
ракеты в пусковом контейнере | 12.1 |
Диаметр, м: | |
ракеты (максимум) | 2 |
пусковой контейнер | 2.1 |
Длина первой очереди, м | 3,8 |
Диаметр первой ступени, м | 2 |
Масса для первого этапа | 18,6 |
Ракету «Булава» часто критикуют. В основном это вызвано двумя показателями: недостаточной дальностью и скромным весом заброса. По мнению критиков, по этим характеристикам «Булава» соответствует устаревшим американским ракетам «Трайдент» предыдущего поколения.
В 2020 году состоялась закладка еще двух подводных лодок проекта 955, которые будут вооружены ракетой Р-30.
От «Барка» к «Булаве»
История создания «Булавы» полна драматизма. С конца 1980-х годов ученые ведут научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию баллистической ракеты для подводных лодок четвертого поколения («Борей»).
Первоначально предполагалось модернизировать ракетный комплекс Д-19 ракетой Р-39, устанавливаемой на ракетоносцы предыдущего поколения (проект 941 «Акула»). Этот проект был выполнен традиционным разработчиком, Конструкторским бюро машиностроения (ныне Государственный ракетный центр имени Макеева).
Он предложил ей модернизированную трехступенчатую жидкотопливную ракету Р-39Р, которая устанавливалась на крупнейшие в мире подводные ракетоносцы проекта «Акула». Но первые три испытания Р-39УТТХ «Барк» оказались неудачными. Кроме того, вес ракеты оказался выше, чем было определено в техзадании. Для нее пришлось переделывать проект с новой ПЛ, но времени и денег на это не было
Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС
Правительственная комиссия приняла решение заменить «Барк» морским аналогом мобильного наземного комплекса «Тополь-М», который был легче Р-39УТТХ, прошел все испытания и уже был принят на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В результате в 1998 году тема «Барк» была закрыта, а проектирование новой подводной лодки было передано Московскому институту теплотехники (ОАО «Корпорация «МИТ»), ранее специализировавшемуся на «сухопутных» твердотопливных -топливные ракеты (особенно «Тополь-М») Главными конструкторами проекта являются Юрий Соломонов (до сентября 2010 г.) и Александр Сухадольский.
Ряд военных специалистов уверяли, что институт сможет создать объединенную с «Тополем-М» ракету, что позволит сэкономить военный бюджет и упростить технологические цепочки.
Но сделать морскую ракету из наземной оказалось очень сложно, почти невозможно. Тем более, что конструкторы MIT никогда не работали с такими ракетами. Несмотря на то, что — по иронии судьбы — генеральный конструктор МИТ и «Тополя», а затем «Булавы», Юрий Соломонов окончил Московский авиационный институт, защитив диплом только по корабельной ракете. Но он всегда делал только наземные, начиная с РСД-10 «Пионер» и заканчивая РТ-2ПМ2 «Тополь-М»
Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС
Массачусетский технологический институт занимается разработкой «морской» ракеты с начала 1990-х годов. Проекту был присвоен код «Булава». В целях ускорения работ и экономии средств было решено отказаться от испытательных пусков со специального подводного стенда. После трех успешных пусковых испытаний макета «Булавы» было принято решение о начале испытательных пусков с подводной лодки — модернизированной ПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ «Акула».
История запусков
График запуска Булавы
- Государство в стадии разработки
- Принят 2009 г. (план)
Р-30 3М30 «Булава-30» (РСМ-56 — для использования в международных договорах; SS-NX-30 — по классификации НАТО; «Булава-М», «Булава-47») — новая российская неподвижная реактивная баллистическая ракета ракеты, размещенные на подводных лодках. Разработкой ракеты «Булава» занимается Московский институт теплотехники (ранее разрабатывавший ракету наземного базирования «Тополь-М») под руководством Ю. С. Соломонов.
Ориентировочная дата принятия «Булавы» на вооружение: 2009 г. С АПЛ проекта 941 «Акула» должна вернуться изменившаяся расстановка сил в российской ядерной триаде. Совершенно новая ракета не только остановит ее старение, но и выведет ударную мощь корабельной составляющей на последнюю благополучную стадию развития.
История сотворения
Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году Владимиром Куроедовым, недавно назначенным на должность главкома ВМФ России, после трех неудачных испытаний комплекса стратегического оружия «Барк», завершенных более чем 70 %. В итоге Совбез РФ отказался от разработки Миасского КБ. Макеева (разработчик всех российских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, кроме Р-31) и передал разработку новейшей морской стратегической ракеты «Булава» в Столичный институт теплотехники.
В качестве аргументов за такое решение называлось стремление к союзу морских и сухопутных ракет на твердом топливе. Противники этого решения указывали на непонятные преимущества унификации, отсутствие опыта создания ракет морского базирования в МИТ, необходимость воссоздания АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1994 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и изначально был разработан для Барка».
Производство ракет «Булава» будет развернуто на ФГУП «Воткинский завод», где уже производятся ракеты «Тополь-М». По словам разработчиков, конструктивные элементы обеих ракет во многом унифицированы.
После успешных испытаний «Булава» 29 июня 2007 г было принято решение о серийном производстве более совершенных компонентов и частей ракеты.
Тесты
По сообщению «Российской газеты» от 24 мая 2004 года, на Воткинском машиностроительном заводе (входит в корпорацию МИТ) во время испытаний твердотопливного двигателя произошел взрыв.
Воткинский завод, выпускающий ракеты «Булава», на карте Google. Адрес их сайта vzavod.ru, там же контакты.
23 сентября 2004 г с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941Разум (ПЛ базируется на Севмашпредприятии в Северодвинске) осуществлен успешный «бросковый» пуск массогабаритной модели ракеты «Булава» осуществлялся из подводного положения. Испытание проводилось для проверки возможности применения его с подводных лодок. В прессе этот пуск «Булава» считается первым в серии, хотя был запущен лишь массо-габаритный макет ракеты.
- первый (2-й) испытательный пуск «Булавы» успешно осуществлен 27 сентября 2005 г. 17:20 по московскому времени. Ракета, пущенная из акватории Белого моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Тайфун», бортовой номер ТК-208) с надводного положения на полигоне Кура на Камчатке прошла более 5,5 тыс км за 14 минут, после чего боеголовки ракет встречаются с изготовленными по их назначению на полигоне.
- второй (третий) испытательный пуск «Булавы» произведен 21 декабря 2005 г. 08:19 мск, тоже с АПЛ Дмитрий Донской. Пуск производился из подводного положения в районе Куры, ракета попала в цель.
- 3-й (четвертый) испытательный пуск с АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 г закончился неудачей. Пуск МБР производился из подводного положения в сторону поля Камчатского боя. Через пару минут после пуска ракета «Булава» упала в море.
- Неудачно закончился и четвертый (5-й) испытательный пуск ракеты с АПЛ «Дмитрий Донской», состоявшийся 25 октября 2006 года. Через несколько минут полета «Булава» отклонилась от курса и самоуничтожилась, упав в Белое море.
- 5-й (6-й) испытательный пуск ракеты «Булава» был произведен 24 декабря 2006 г с АПЛ «Дмитрий Донской» (надводное положение) и вновь закончился неудачно. Отказ двигателя третьей ступени ракеты приводил к самоуничтожению через 3-4 минуты полета.
- шестой (седьмой) испытательный пуск состоялся 28 июня 2007 г. Пуск был произведен в Белом море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и закончился частично успешно — третья боевая часть «Булавы» не долетела цель.
- Седьмой (восьмой) пуск состоялся 11 ноября 2007 г. — это был пятый неудачный пуск «Булавы» подряд. Официальной информации о запуске нет. Для завершения испытаний может потребоваться дополнительно 10…14 пусков.
- восьмой запуск. 18 сентября 2008 г в 18:45 мск в четверг российская ракетная подводная лодка стратегического назначения произвела пуск ракеты «Булава» из подводного положения. В 19:05 учебные подразделения вышли к своей цели в районе поля боя на полигоне Кура. «В настоящий момент ведется обработка телеметрической информации о пуске и полете ракеты «Булава», но уже на данный момент можно сделать вывод, что пуск и полет ракеты прошли в штатном режиме», — сказал представитель российского ведомства. Министерство обороны. (часть информации с сайта interfax.ru) По последней информации, этот пуск также был признан неудачным, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в Минобороны России. По словам собеседника издания, испытания до последнего этапа проходили успешно. «Ракета безошибочно прошла активный участок траектории, попала в район, боевая часть отделилась нормально, но ступень разведения боеголовок не смогла обеспечить их разделение», — сказал он газете. Таким образом, как он пояснил, в боевых условиях боевые части ракет «Булава» не сработали бы из-за особенностей блока «Булава». Комментариев в связи с поступившей информацией от главкома ВМФ России Игоря Дыгало не поступало.
НИЦ «Конструкторское бюро имени Макеева» предложило возобновить разработку в 2008 году на собственной базе.
В 2008 году ОАО «ПО «Севмаш» выполнило ремонт и завершило модернизацию по проекту 941 «Разум» стоявшей на испытаниях АПЛ «Дмитрий Донской».
Проводимые испытания
На сегодняшний день ок. 20 тестов, только 55% были успешными. Первый пуск ракеты «Булава» (макет по массе и габаритам) был осуществлен 23 сентября 2004 г. Второй, который можно назвать первым реальным, был совершен 25 сентября 2005 г. Затем межконтинентальная ракета «Булава» успешно достиг цели и поразил ее. Третий подводный пуск с АПЛ «Дмитрий Донской» состоялся в октябре 2005 года. Была поражена цель на полигоне Кура на Камчатке.
Следующие испытания не увенчались успехом. То отказал двигатель последней плавающей ступени ракеты, то она отклонилась от курса и упала, то просто банально самоликвидировалась. Радует только то, что в ходе неудачных испытаний были сделаны соответствующие выводы и некоторые узлы были отключены. В итоге 9 из 10 последних попыток оказались успешными, что является очень хорошим результатом. Ну а теперь давайте рассмотрим еще один интересный момент.
ТТХ
Ракета трехступенчатая, первые две ступени оснащены твердотопливными двигателями, третья — жидкостными, которые обеспечивают необходимую скорость и сверхманевренность на последней ступени полета.
Стратегическая ракета морского базирования «Булава» способна нести 6 гиперзвуковых ядерных боеголовок с индивидуальным наведением. Общий забрасываемый вес 1150 кг.
Дальность действия более 8 тыс км.
В рамках межправительственных соглашений «Наша Родина» предоставила информацию о технических характеристиках собственной новой ракеты «Булава».
Читайте также: Бетонобойная авиабомба России Бетаб 500, описание, технические характеристики ТТХ и боевое применение, виды и поражающие факторы
Скорость ракеты «Булава»
Баллистическая ракета почти все время полета находится в неуправляемом состоянии. Электроника на борту содержит специальную программу, задающую скорость и траекторию полета даже на активной стадии полета. После выключения двигателя ракета движется по баллистической траектории и не управляется извне. Можно сказать, что скорость баллистической ракеты средней и малой дальности практически одинакова.
Но так как мы имеем дело с межконтинентальной баллистической ракетой, то скорость в данном случае несколько выше и составляет около 5-6 километров в час. Точные данные привести невозможно, так как они на данный момент неизвестны. Однако можно сказать, что в ходе испытаний было отмечено, что ракета пролетела 5,5 тысячи километров за 14 минут. Отсюда можно сделать простой вывод, что ракета летит примерно 6-7 километров в секунду. Можно сказать, что скорость ракеты «Булава» довольно внушительная, но по многим данным американские аналогичные системы несколько быстрее.
Носители
Ракета выполнена в виде корабельного ракетного комплекса, скомпонованного для 2 типов ракетных катеров стратегического назначения:
- модернизированные проекта 941 «Акула»: «Дмитрий Донской», «Архангельск» и «Северсталь»;
- проекта 955 «Борей»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» (закрыт в 2004 г.) и «Владимир Мономах» (закрыт в 2006 г.). Всего к 2015 году планируется построить 5 подводных лодок проекта 955. Каждая АПЛ будет нести 16 крылатых ракет типа «Булава» с разделяющимися головными частями.
Критическая «Булава»
23 сентября 2004 г были проведены испытания на сброс (на высоту 40 м) из-под воды. Первый испытательный пуск ракеты (из надводного положения) был осуществлен 27 сентября 2005 г и признан «частично успешным». Следующий пуск (первый из подводного положения) — 21 декабря 2005 г. — прошел успешно. После этого министр обороны России Сергей Иванов пообещал принять ракету на вооружение к концу 2007 года. Однако следующие шесть пусков в 2006-2008 годах сопровождались различными техническими проблемами, и принятие ракеты на вооружение затянулось.
Особенность заключалась в том, что причины аварий каждый раз были разными. Что указывало не на недостатки конструкции, а на недостатки сборщиков ракет на Воткинском заводе в Удмуртии и некачественные комплектующие, которые поступали от 600 смежников, и низкий контроль за их соответствием техническим регламентам
Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС
В то время многие СМИ начали критиковать Булаву. По словам Литовкина, те, «кто получил заказ на свою ракету проекта 955», сделали все возможное. «Они сделали вид, что не помнят, что когда создавали собственную ракету Р-39 для крейсера проекта 941, из первых 17 испытательных пусков больше половины также были неудачными», — говорит эксперт.
Тем не менее, «Булава» доказала свою эффективность и экономичность. С 2011 года проводятся испытательные пуски с головной подводной лодки проекта 09550 — атомной подводной лодки-ракетоносца «Юрий Долгорукий». В рамках программы совместных государственных испытаний в августе и октябре были проведены пуски, а 28 декабря 2011 г произведен залп из двух ракет.
10 января 2013 года одновременно с поднятием военно-морского флага на Юрии Долгоруком принята на вооружение ракета Р-30. При этом летно-конструкторские испытания «Булавы» продолжались несколько лет: после неудачного пуска 6 сентября 2013 г был запланирован дополнительный цикл испытательных пусков. Всего с 27 сентября 2005 г по 23 мая 2018 г было произведено 27 пусков, из них 15 признаны успешными, остальные частично успешными или неудачными: имели место ошибки в системах управления, разведения БЧ, двигателей второго и третьи этапы.
Главный калибр
Официальные тактико-технические характеристики «Булавы» в открытой печати не публиковались. Но известно, что стартовая масса ракеты составляет около 36,8 т, забрасываемая масса — 1150 кг, длина пускового контейнера — 12,1 м, диаметр — 2 м. По данным СМИ, максимальная дальность — до 10 000 км. Круговое вероятное отклонение (показатель точности стрельбы) ракеты, по оценкам специалистов, может варьироваться от 120 до 350 м.
Высокая точность боевой части и скорость сближения с целью, которую иногда называют гиперзвуковой, позволяют ракете преодолевать любые системы ПРО, как существующие, так и перспективные
Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС
«Булава» — основное оружие подводных лодок класса «Борей». Они могут запустить его из-под толщи арктических льдов. Для этого подводные лодки старых проектов типа «Кальмар» и «Дельфин» должны были проламывать лед корпусом и только после этого начинать подготовку к пуску ракет. По мнению военных специалистов, такой маневр во многом оголяет крейсер при подготовке к ракетному удару.
«Бореи» могут стрелять на лету без подготовки. Эта возможность появилась благодаря «старому» проекту лодки с ракетным комплексом «Барк». На нем конструкторы создали систему пуска ракет из-подо льда, когда из ракетной шахты за несколько секунд до выхода ракеты выпускается несколько неуправляемых боеприпасов. Именно они расчищают путь основному ударному комплексу лодки, который взрывается при контакте со льдом.
И хотя дальность действия ракеты не очень велика (до 10 000 км), она вместе с подводным ракетным крейсером проекта 955 позволяет решать все поставленные перед ней задачи и делает атаку «Булавы» неотразимой
Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС
«Бореи» способны непрерывно выполнять боевые задачи в любое время суток в Мировом океане в течение трех месяцев, находясь при этом на глубине около 400 м. На Западе эти лодки уже прозвали «глубинными монстрами». Как заявил в 2014 году телеканалу «Звезда» командир группы БЧ-2 на подводной лодке «Юрий Долгорукий» капитан-лейтенант Александр Калинин, если сравнивать эту подводную лодку с предыдущими поколениями и иностранными кораблями, то «они отдыхают». «И по скорости, и по другим характеристикам. Корабль очень хороший, его стоит опасаться. И правильно делают (на Западе)», — сказал он.
Критика
Дальний пуск ракеты 3М30 «Булава» с натурного стенда СМ-Э336. Первый кадр — работает РДТТ/ПУД, второй кадр — свободный полет, третий кадр — запуск 1 ступени РДТТ, четвертый кадр — работа 1 ступени РД.
Американцы считают, что «Булава» по всем своим функциям фактически на сто процентов идентична их ракете «Посейдон-С3», которая уже снята с вооружения, как морально устаревшая. Но это совсем не так, ведь ракета «Посейдон-С3» имеет две ступени и максимальную дальность стрельбы 5600 км (6 РГЧ).
По мнению некоторых специалистов, замена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» многократно снизит потенциал ядерного сдерживания за счет утроения забрасываемого веса подводных лодок проекта 955 с «Булавой».
Но, по мнению генерального конструктора «Тополя» и «Булавы» Юрия Соломонова, довольно серьезное снижение полезной нагрузки ракеты связано с ее более высокой живучестью: устойчивостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерного оружия, малой активной зоной и ее короткая продолжительность. По его словам, «Тополь-М и «Булава» имеют активную площадь в 3-4 раза меньшую по сравнению с российскими ракетами и в 1,5-2 раза меньшую по сравнению с американскими, французскими, китайскими ракетами».
Тактико-технические характеристики Борея
Подводная лодка двухкорпусная: экипаж, реактор, турбины, ракетные шахты, другие важные системы и механизмы находятся в прочном корпусе, способном выдерживать высокое давление воды; снаружи — «легкий» корпус, придающий подлодке обтекаемую форму.
По открытым данным, длина катера проекта 955 составляет 170 м, ширина — 13,5 м, осадка — 10 м. Надводное водоизмещение подводной лодки — 14 720 т, подводное — 24 тыс т, скорость надводного хода — 15 узлов, подводная — до 29 узлов. Автономность плавания — 90 суток, экипаж — 107 человек.
Подлодка оснащена одновальной паротурбинной атомной энергетической установкой мощностью около 50 тысяч лошадиных сил, разработанной в ОКБМ. II Африкантова. Тепловая мощность водо-водяного реактора ОК-650В составляет 190 МВт.
Для «Бореев» за пять лет Минобороны приобрело 102 баллистические ракеты. В ноябре 2017 года на заседании коллегии Минобороны стало известно, что начаты работы по созданию атомной подводной лодки с улучшенными характеристиками «Борей-Б». Сообщалось, что он получит корпус своего предшественника, но благодаря установке нового водометного движителя шумность будет значительно снижена.
Сравнительные свойства
Характеристика Булавы на подмышке Юрия Долгорукого
- Тактико-технические характеристики Р-29РМ, Р-39, Булава, Трайдент I, Трайдент II
- Год принятия на вооружение 1986, 1984, 2012 (план), 1979, 1990
- Максимальная дальность стрельбы, км 8300, 8250, 8000, 7400, 11300
- Вес отливки, кг 2800, 2250, 1150, 1360, 2800
- Количество боеголовок 4..10 (100 кт), 10 (200 кт), 6 8 W76 (100 кт), 8 W88 (475 кт) или 14 W76 (100 кт)
- КВО, м 250 500? 380 90-120
- РГЧ противоракетной обороны, ? РГЧ, ? сокращенный активный сайт,
- линия движения пола,
- маневрирование РГЧ, ? РГЧ, ? РГЧ, ?
- Стартовая масса, т 40,3 90,0 36,8 32,3 58,5
- Длина, м 14,8; 16,0; 11,5; 10,3; 13,4;
- Тип первоначального заполнения водой; засуха; засуха; засуха; засуха;
Следует подчеркнуть, что при сравнении не учитываются такие основные характеристики, как живучесть ракеты (устойчивость к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерного оружия), линия ее движения, продолжительность активного участка (который может оказывает большое влияние на брошенный вес).
Немного об особенностях комплекса
Как было сказано выше, межконтинентальная баллистическая ракета «Булава» уникальна в своем роде. В первую очередь это связано с тем, что в боевых условиях ракета способна противостоять огню лазерного оружия. Примечательно, что наклонный пуск позволяет произвести пуск «на лету», то есть во время движения АПЛ. Это повысит маневренность комплекса в целом. Кстати, следует отметить, что после серии неудачных испытаний Соломонов покинул пост генерального директора МИТ, но при этом остался генеральным конструктором комплекса. А теперь поговорим об объектах, где будет применяться межконтинентальная баллистическая ракета «Булава»
Оценка испытаний
Булава на подводной лодке
Российские создатели часто критикуют разрабатываемый ракетный комплекс «Булава» за довольно большой процент неудачных испытаний. А вот по словам генерального конструктора МИТ Юрия Соломонова:
Когда вы проводили летные испытания комплекса «Булава» (поскольку это закрытая тема, я не могу говорить о конструктивных особенностях), предсказать то, с чем мы столкнулись, было нереально — кто бы что ни говорил о возможности такого прогноза. Чтобы понять, о каких величинах, исходя из веры в количественные оценки, идет речь, могу сказать, что действия, при которых были аварийные ситуации с техникой, исчисляются тысячными долями секунды, при этом действия совершенно случайны.
И когда, используя информацию, которую удалось зафиксировать при анализе данных телеметрии при пуске «Булавы», мы воспроизвели то, что происходило в полете в наземных условиях, то для понимания природы этих явлений нам потребовалось выполнить не один десяток тесты. Это еще раз показывает, насколько сложна картина протекания отдельных процессов, с одной стороны, а с другой стороны, как трудно предсказать ее, исходя из веры в возможность игры в земных условиях.