- История раскола
- Особенности суннизма
- Особенности шиизма
- Основные различия между суннитами и шиитами
- 1. Принцип власти и преемственности
- 2. Особая роль имама Али (р.а.)
- Военизированные течения
- Сунниты и шииты — разница в следовании сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха)
- Расселение шиитов и суннитов
- Отличие между группами
- Сунниты и шииты — разница в поклонении
- Что мы узнали?
- Почему Ислам разделился на течения
История раскола
Смерть Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) поставила перед мусульманской уммой вопрос о его возможном преемнике на посту правителя мусульманского государства, а также духовного лидера верующих. Большинство мусульман поддержали кандидатуру ближайшего сподвижника Посланника Аллаха (мир ему) – Абу Бакра ас-Сиддика (мир ему и благословение Аллаха), который одним из первых принял ислам и был сподвижником Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на протяжении всей его пророческой миссии. Кроме того, даже при жизни Мухаммада (с.а.с.) Абу Бакр заменял его на посту имама в коллективных молитвах, когда он не был в добром здравии.
Однако небольшая часть правоверных считала преемником последнего пророка (мир ему и благословение) его зятя и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба (ра). По их мнению, Али, выросший в доме Пророка (с.а.с.) и приходившийся ему родственником, имеет больше прав стать их правителем, чем Абу Бакр.
Впоследствии часть верующих, выступивших в поддержку Абу Бакра, стали называть суннитами, а тех, кто поддержал Али – шиитами. Как известно, преемником Посланника Аллаха (мир ему) был избран Абу Бакр, ставший первым в истории ислама праведным халифом.
Особенности суннизма
Сунниты (полное название — Ахлус-Сунна Валь-Джамаа — «Люди Сунны и согласия общины») — крупнейшее и наиболее влиятельное движение в исламском мире. Термин происходит от арабского «сунна», что обозначает биографию Пророка Мухаммеда (СГВ), и означает следование по пути Посланника Бога (СГВ). То есть основными источниками знаний для мусульман-суннитов являются Коран и Сунна.
В настоящее время мусульмане-сунниты составляют около 90% мусульман и проживают в большинстве стран мира.
В суннитском исламе существует множество различных богословских и правовых школ, наиболее крупными из которых являются 4 мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский. В целом суннитские мазхабы не противоречат друг другу, так как основатели этих правовых школ жили примерно в одно время и были учениками и учителями друг друга, и поэтому суннитские мазхабы скорее дополняют друг друга.
Между мазхабами существуют небольшие разногласия по некоторым вопросам, которые связаны со спецификой каждой юридической школы. В частности, эти разногласия можно оценить на примере законности употребления в пищу мяса некоторых животных с точки зрения различных суннитских школ права. Например, употребление в пищу конины, по ханафитскому мазхабу, относится к разряду нежелательных действий (макрух), по маликитскому мазхабу – к запретным деяниям (харам), а по шафиитскому и ханбалитскому мазхабам это мясо является нежелательным разрешено (халяль).
Особенности шиизма
Шиизм – исламское течение, в котором Али ибн Абу Талиб (ра) вместе с его потомками признаются единственными законными преемниками Посланника Аллаха (сгв). Сам термин «шииты» происходит от арабского слова «ши’а» (переводится как «последователи»). Эта группа мусульман считает себя последователями Имама Али (ра) и его праведными потомками.
Сейчас численность мусульман-шиитов оценивается примерно в 10% от числа всех мусульман мира. Мусульманские общины шиитов действуют в большинстве государств, а в некоторых из них составляют абсолютное большинство. К таким странам относятся: Иран, Азербайджан, Бахрейн. Кроме того, достаточно крупные шиитские общины есть в Ираке, Йемене, Кувейте, Ливане, Саудовской Аравии и Афганистане.
В рамках шиизма сегодня существует множество направлений, наиболее крупными из которых являются: джафаризм, исмаилизм, алавизм и зейдизм. Отношения между их представителями не всегда можно назвать близкими, так как в некоторых случаях они занимают противоположные позиции. Основным пунктом разногласий между шиитскими движениями является вопрос о признании некоторых потомков Али ибн Абу Талиба (ра) безупречными имамами.
В частности, джафариты (Двенадцать шиитов) признают 12 праведных имамов, последний среди них – имам Мухаммад аль-Махди, по учению джафаритов, ушел в «скрытность» в детстве. В будущем Имаму Махди предстоит исполнить роль Мессии. Исмаилиты, с другой стороны, признают только семь имамов, поскольку эта часть шиитов признает имама первых шести имамов как джафаритов, и они признали старшего сына шестого имама Джафара ас-Садика, Имама Исмаила, который умер раньше своего отца, который седьмой имам.
Исмаилиты верят, что это был седьмой Имам Исмаил, который скрылся и что он станет Мессией в будущем. Аналогичная ситуация и с зайдитами, которые признают только пять праведных имамов, последним из которых является Зайд ибн Али.
Основные различия между суннитами и шиитами
1. Принцип власти и преемственности
Мусульмане-сунниты считают, что право быть правителем правоверных и их духовным наставником принадлежит мусульманам, обладающим необходимым уровнем знаний и непререкаемым авторитетом в мусульманском сообществе.
В свою очередь, с точки зрения шиитов, таким правом обладают только прямые потомки Мухаммеда (с.а.с.). В связи с этим они не признают легитимность прихода к власти первых трех праведных халифов — Абу Бакра (ра), Умара (ра) и Усмана (ра), признанных, наряду с Али (ра), в суннитском мире . Для шиитов авторитетен только авторитет непорочных имамов, которые, по их мнению, безгрешны.
2. Особая роль имама Али (р.а.)
Сунниты почитают Пророка Мухаммеда (СГВ) как Посланника Всевышнего (СГВ), ниспосланного Богом в качестве милости к мирам. Мусульмане-шииты, наряду с Мухаммедом (мир ему), в равной степени почитают имама Али ибн Абу Талиба (ра). При произнесении азана – призыва к молитве – шииты даже произносят его имя, свидетельствуя о том, что Али – правитель от Всевышнего. Кроме того, некоторые крайние шиитские течения даже признают этого соратника воплощением божества.
Военизированные течения
Об алавитах, являющихся ответвлением шиитских гулатов, стоит рассказать отдельно. Именно к этому потоку шиитов, верящих в троицу, созданную из первых трех букв имен Мухаммеда, его брата Али и Абу Салмана, первого перса, принявшего ислам, «аль-мим-син», как сирийское лидер Башар аль-Асад, союзник России на Ближнем Востоке, принадлежит сюда. Мусульмане-алавиты не признают шариат и уважают некоторые христианские традиции. Например, празднуют Рождество и Пасху, читают Евангелие на церковных службах. Молитва совершается верующими утром и вечером.
Эта часть верующих считается главным врагом суннитов, организовавших запрещенную в России группировку ИГИЛ. Православный, чтящий Сунну, не любит алавита, так как считает его отступником и неверным, разрушающим заветы Мухаммеда и Аллаха и теряющим истинное чувство веры. Доля этой мусульманской ветви в Сирии составляет 10-15% от остальных правоверных мусульман. Но не только среди суннитских течений есть радикальные группы.
В список военных организаций также входят хуситы, военизированная группировка шиитских зейдитов. В настоящее время она действует на территории Йемена, руководство которым было захвачено в 2011 году. Некоторые предполагают, что хуситы имеют скрытую поддержку со стороны влиятельных иранцев, которые, продолжая жить в собственном государстве, пытаются влиять на соседей.
Рассматривая восточные государства, исповедующие ислам, отдельно стоит упомянуть Саудовскую Аравию, правящая династия которой именуется саудовцами. Предки королей семьи создали это государство в 1932 году, а название имеет прямое отношение к правящей семье. В Саудовской Аравии законы шариата и престолонаследие сначала идут от брата к брату, а уже потом от отца к сыну.
Исламская революция, произошедшая в конце 70-х годов в Иране, была воспринята королем Саудовской Аравии как опасная «иранская экспансия», спровоцировавшая соперничество между государствами. Американские политики умело противостоят мусульманским религиозным течениям. Затем в 2003 году войска под звездно-полосатым флагом вторглись в Иран под предлогом защиты несправедливо обездоленного меньшинства под командованием Саддама Хусейна.
Несмотря на то, что Пророк Мухаммед завещал мусульманам не враждовать и не разделяться, он предвидел разделение. Корни противостояния мусульман-суннитов и мусульман-шиитов уходят далеко в глубь веков, и от посторонних глаз скрыто, почему на самом деле разделились единоверцы.
Недаром говорят, что «правда где-то там», и как долго власть имущие будут пользоваться разницей во взглядах на ислам, не ответит даже самый опытный политолог.
Сунниты и шииты — разница в следовании сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха)
Шииты – ответвление ислама, признанное ведущими исламскими учеными заблуждающимся, частично исказившим слова Посланника и исповедующим ислам по-своему.
Шииты и сунниты, разница между ними очевидна, начиная с веры в пророков (один из столпов мусульманской веры), не являются дружественными течениями, так как образование шиитской ветви привело к огромному замешательству в мусульманском мире и Восприятие ислама в целом.
Разница между шиитами и суннитами очевидна. Шииты ввели в свой культ множество недостоверных и непроверенных обрядов, и тому, как они искажали заветы пророка Мухаммеда, посвящены целые тома богословских книг.
Сунниты почитают как священную всю историю Ислама, всех сподвижников и последователей Пророка. Они следуют хадису, что те, кто ругают сподвижников, не из нас. Шииты, со своей стороны, оспаривают действия некоторых сподвижников и выражают свое давнее несогласие с историей Исламского халифата.
Расселение шиитов и суннитов
Современные представители двух мусульманских ветвей проживают по всему миру. Страны, разделяющие суннитский взгляд на веру, включают:
- Казахстан;
- Саудовская Аравия;
- Египет;
- Турция;
- Ирак;
- Сирия;
- Мали;
- Марокко;
- Судан;
- Ливия;
- Объединенные Арабские Эмираты;
- Пакистан;
- Узбекистан;
- Индия;
- Кыргызстан;
- Малайзия;
- Албания;
- Чечня;
- Россия;
- Китай.
Суннизм исповедуют чеченцы, ингуши и выходцы из Дагестана. Показатель этого течения ислама в России составляет 30%. К суннитскому исламу тяготеют и такие национальности, как казанские татары, казахи, узбеки.
Шииты, составляющие меньшинство в исламе, также расселились по всему земному шару, что видно на карте.
Верных этому направлению можно найти в таких крупных странах:
- Иран;
- Ирак;
- Турция;
- Сирия;
- Афганистан;
- Таджикистан;
- Индия.
Большинство жителей Азербайджанского государства исповедуют ислам. Статистика показывает, что 60% азербайджанцев — мусульмане-шииты, остальные — мусульмане-сунниты. Видным мусульманским политическим деятелем является президент Азербайджана Ильхам Алиев. Встретив на одной из русских улиц таджика, иранца или турка, можно с уверенностью сказать, что он шиит. Курды, народ Ирана, также исповедуют шиизм. Рассмотрев, являются ли чеченцы суннитами или шиитами, стоит рассмотреть таблицу, показывающую разделение основных течений ислама на подкатегории.
Мусульмане-сунниты | Мусульмане-шииты |
Суфии | Двенадцать шиитов |
Салафия | Исмаилиты |
Джамаат Таблиг | Заидис |
Гулаты |
Отличие между группами
На сегодняшний день последователи ислама составляют 1,5 миллиарда человек, и исповедуют его более чем в 110 странах мира. При этом ислам является официальной религией в 28 государствах. Если рассматривать последователей шиизма и суннизма в процентном соотношении, то меньшинство из них составляют последователи Мухаммеда (составляют 15%), а последователи наследия имамата Абу Бакра составляют большинство, их число в мусульманском мира составляет 85%.
Мусульмане-шииты, чье имя дословно переводится как «последователи Али», считают, что власть над верующими должна передаваться только по родословной Мухаммеда, а Али, брат и зять пророка, должен был унаследовать ее. У шиитов есть традиция, схожая с христианской, изображать пророков на картинках, чего нет у суннитов.
Сунниты, что в переводе означает «люди сунны и согласия общества», провозгласили имамом правую руку Мухаммеда Абу Бакра ас-Сиддика. Эта акция возмутила первую категорию верующих. Если углубиться в тему, то в списке будет несколько пунктов, чем мусульмане-сунниты отличаются от мусульман-шиитов. Список выглядит так:
- передача власти;
- памятные дни;
- сборники хадисов;
- отношение к временному браку;
- непогрешимость;
- молитва;
- священные места;
- приход мессии;
- скрыть веру.
Власть для мусульман, как и для представителей других религий, является важной темой. Приверженцы Сунны избирают религиозных лидеров путем референдума, а те, кто делает акцент на кровном родстве, уверены, что править халифатом должен только кровный родственник пророка Мухаммеда. Все мусульмане, независимо от того, к какой ветви ислама они принадлежат, отмечают такие праздники, как Курбан-байрам и Курбан-байрам. В День Ашура последователи-сунниты соблюдают пост в честь окончания правления фараона над Израилем. У шиитов этот день считается большим трауром, они носят черную одежду и поют грустные песни.
Хадисы, рассказы о жизни пророка Мухаммеда, составляют важную часть ислама, но в разных сектах к ним относятся по-разному. Для суннитов важны 6 рассказов, а для шиитов 4 сборника рассказов. В религии Востока есть такое понятие, как временный брак или мута. Мусульмане-сунниты не признают этот поступок, поскольку считают, что Мухаммед запретил его после своего разрешения на мута после военной кампании. Мусульмане-шииты, напротив, одобряют временные браки, ссылаясь на то, что Пророк не отменял своего решения и не налагал табу на мута. Шиитские имамы не ограничивают количество жен на одного верующего мужчину.
Различие между двумя основными ветвями ислама касалось концепции непогрешимости. Мусульмане-сунниты считают, что кристально чистых людей не бывает, а мусульмане-шииты считают, что их духовные наставники безгрешны и святы. По суннитскому закону верующие должны молиться 5 раз в день, а шиитам разрешено молиться 3 раза: утром, в обед и вечером.
Только три мечети в Мекке считаются местами особой чести для тех, кто избирает глав народа голосованием: Запретная мечеть, Аль-Акса и Мечеть Пророка. Шиитские паломники верят в силу 4-х мест и, помимо перечисленных святынь, считают обязательным совершить хадж к мавзолею Имама в иракском городе Кербела.
Ислам верит в появление мессии, но сунниты верят, что он придет, чтобы возвестить о Судном дне. Шииты верят, что Божий посланник, или Махди, придет, чтобы навести порядок в мире. Последователи этого течения уверены, что тайным имамом стал Мухаммад ибн аль-Хасан, сын Али. В исламе есть нечто, называемое «такия», или сокрытие веры. Мусульманам-суннитам разрешено скрывать свои религиозные убеждения, когда их жизни угрожает опасность, а шииты, помимо личной безопасности, используют такию в интересах верующих и их общины.
Отличить суннита от шиита можно по внешнему виду. У первых регулируется даже длина бороды. Различаются и представители религиозных течений ислама по стилю одежды и платков.
Читайте также: Как назывался головной убор гусаров
Сунниты и шииты — разница в поклонении
Пророк Мухаммед говорил, что иудеи разделились на 71 секту, христиане — на 72, а его последователи — на 73 секты в связи с искажениями, внесенными в Священное Писание.
И только один из каждой уступки сразу без расчета войдет в рай, то есть на основании правильного убеждения и точного соблюдения обязательных актов поклонения Богу.
Из-за повсеместного искажения богословских трудов, распространения ложных сведений об исламе, практики многовековых национальных обрядов, внезапно получивших название религиозных, у всего населения мира спутались представления о настоящем, истинно чистом исламе. И шииты активно участвовали в этом хаосе. Искажали даже такие бесспорные вопросы, как количество обязательных молитв в день, их обрядовые условия и многое другое. Вражда шиитов с суннитами и их несогласие с ходом политических событий в исламе начались 14 веков назад.
Что мы узнали?
Кратко о разнице между мусульманами-суннитами и мусульманами-шиитами следует знать, чтобы лучше понимать ислам как религию и ситуацию в современной мировой политике, где одним из активных участников является, например, шиитский мусульманский Иран.
Почему Ислам разделился на течения
причина возникновения шиизма и суннизма считается простой и тривиальной, а именно борьба за власть. Дело в том, что в 632 году умер пророк Мухаммед. Его последователи разделились на 2 лагеря.
Некоторые мусульмане воспринимали его двоюродного брата Али как последователя мессии. Эти люди стали известны как шииты. Другие мусульмане были уверены, что народом должен руководить другой сподвижник Мухаммеда – Абу Бакр. Их называли суннитами. Первоначально мусульмане-сунниты и мусульмане-шииты были двумя политическими партиями, принадлежащими к одной неделимой религии.
У Абу Бакры было несколько последователей. По голосованию престол был отдан ему. После этого власть перешла к Умару, а затем к Усману. Последний впоследствии был убит заговорщиками. В этом преступлении обвинили Али, пришедшего к власти после смерти политического оппонента. Это вызвало гражданскую войну. Она окончательно оформила деление религии на 2 направления. Это произошло во второй половине седьмого века.