Харакири, сэппуку, дзигай — ритуальное самоубийство

Армии мира

Ритуал сэппуку Ритуал сеппуку значительно менялся за прошедшие столетия. Харакири (как и владению оружием) самураи начинали обучаться с детства. Опытные наставники в специальных школах объясняли юношам, как надо начинать и довести до конца сэппуку, сохранив при этом собственное достоинство и проявив умение владеть собой до последнего момента жизни. Это обучение, огромная популярность, распространение и прославление харакири в феодальном обществе Японии давали свои результаты: дети самураев часто прибегали к совершению обряда вскрытия живота.

В феодальное время самоубийство посредством вскрытия живота стало настолько распространённым, что превратилось по существу в настоящий культ харакири, почти манию, и причиной для его совершения мог стать совершенно ничтожный повод. Рыцари и самураи: сравнение феодальных структур Японии и Европы Накануне исполнения обряда, если осуждённому было разрешено делать сэппуку в собственном доме, самурай приглашал к себе близких друзей, пил с ними сакэ, ел пряности и свои любимые блюда, шутил о непрочности земного счастья, подчёркивая тем самым, что буси не боится смерти и харакири для него — заурядное явление.

Именно этого — полного самообладания и достоинства перед и во время обряда самоубийства — и ждали все присутствующие.  В большинстве случаев самурай принимал ванну, одевался в белые одежды символизирующие духовную чистоту. При харакири самурая из их собственного клана — только кимоно и хакама. Хакама (яп. 袴) — традиционные японские длинные широкие штаны в складку, похожие на юбку — шаровары или подрясник, первоначально носимые мужчинами.

Открытка, изображающая реконструированный ритуал сэппуку (смерть лорда Асано, за которого позже отомстили 47 ронинов) Накануне церемонии харакири составлялся список лиц, которые, согласно правилам, должны были присутствовать на месте совершения сэппуку. Это были 1 — 2 главных советника даймё (каро), 2 — 3 второстепенных советника (ёнин), 2 — 3 моногасира — приближённых 4-й степени, заведующий дворцом (русуи, или русубан), 6 прислужников 5 — 6 ранга (если осуждённый вверялся надзору князя), 4 самурая низшего ранга, которые приводили в порядок место исполнения сэппуку и погребали тело (если просьба родственников осуждённого о выдаче им останков была отклонена).

Число прислужников зависело от ранга приговорённого. В случае совершения харакири в пределах клана (т.е если самурай осуждался на харакири не правительством сёгуна, а собственным господином — феодальным князем) осуждённому помогали 2 — 3 прислужника, присутствовали жрец синто и писцы. Церемониально одетый самурай, с мечом, помещенным перед ним готовился к смерти, написав предсмертную поэму. Ритуал проходил либо в поместье самурая, перед местным святилищем синто (но не на священной земле), либо при дворе местного дайме.

Известны редкие случаи, когда сэппуку происходило внутри помещения на специальных татами с белыми кантами, которые выбрасывались после кремации самурая

Способ вскрытия живота зависел в основном от самого самурая, от степени его самообладания, терпеливости и выносливости. Одним из важнейших институтов сэппуку был второй участник — Кайсяку (介錯人 kaishakunin). Это был пытный фехтовальщик, который отрубал самураю голову, помогая совершить сэппуку, чтобы ускорить смерть, и тем самым избавить его от дальнейшей ненужной боли или «некрасивой смерти» (с выражением страдания, падения на спину, с криками, страхом на лице и так далее) и спасти от позора имя самоубийцы.

Выбор ассистента производился согласно рангу самурая, совершающего сэппуку. Поэтому для самураев было принято выбирать и назначать кайсякой лучшего друга, ученика или родственника который в совершенстве мог владеть мечом. Основные направления при вспарывании живота

Если неизвестный самурай во время путешествия помогал в церемонии сэппуку, они обменивались несколькими словами и сообщали друг другу свой статус, имя и школу боевых искусств, в которой они учились. Выбранный осужденным «помощник» обязан был отблагодарить его за доверие и высокую честь. Кайсяку не должен был пользоваться собственным мечом во время сэппуку, а брал его у осужденного, если тот просил об этом, или у своего даймё, так как в случае неудачного удара вино за это падало на меч владельца.

Затем самурай снял с груди кимоно, взял в руки свой танто (нож) или вакидзаси (脇差, короткий меч), ​​который держал за лезвие с обмотанным вокруг лезвия куском ткани (чтобы не порезать руку и потерял хватку) и вонзил его ему в живот, сделав надрез слева направо. Затем кайсякунин совершал кайсяку — удар, которым воин обезглавливался. Удар мечом должен был выполняться так же, как дакикуби (抱 き 首, букв. «Обнимание головы»).

В результате получается небольшая полоска плоти, которая прикрепляет голову к телу, так что она висит на груди между руками, как бы обнявшись. После церемонии кайсяку протирали лезвие белой бумагой, отрубленную голову поднимали за волосы и показывали свидетелям, после чего тело накрывали белой тканью.

Харакири выполняли разными способами и средствами, что зависело от методики, разработанной разными школами. Самурай, опустивший оружие в брюшную полость, должен был разрезать его, чтобы окружающие могли видеть внутреннюю часть делающего сэппуку и тем самым «чистоту помыслов» воина.

К середине периода Токугава для кайсякунин стало обычным делом обезглавливать человека в тот момент, когда он начинал колоть его в живот, чтобы избавить его от длительной и ненужной боли. Иногда в качестве «символа» вместо меча для сэппуку использовался белый веер. В тот момент, когда самурай поднял веер, мастерским ударом тут же обезглавил другого человека.

Танто (短刀)

Специализированная форма сэппуку в феодальные времена была известна как канси (諫死, «возражение смерти» или «протест смерти»), когда слуга совершает самоубийство в знак протеста против решения хозяина. Слуга сделал глубокий горизонтальный разрез на животе, затем быстро перевязал рану. После этого человек должен был предстать перед своим хозяином, произнести речь, протестующую против действий своего хозяина, а затем вскрыть его смертельную рану.

Его не следует путать с фунши (憤死, смерть от возмущения), что означает любое самоубийство, совершенное с целью выразить негодование, неудовольствие или протест. Некоторые самураи решили выполнить гораздо более сложную форму сэппуку, известную как дзюмондзи гири (十文 字 切 り, «поперечный разрез»), в которой отсутствует кайсякунин, чтобы быстро положить конец страданиям самурая. Это второй, более болезненный вертикальный разрез на животе. Самурай, исполняющий дзюмондзи гири, должен был спокойно терпеть свои страдания, пока не истечет кровью и не закроет лицо руками.

Сила и мужество

Сам ритуал требовал от самурая недюжинной силы и мужества, так как область кишечника традиционно является болезненной зоной. Удар должен был быть точным и не слишком глубоким, чтобы не повредить позвоночник.

Особым проявлением мужества считалось сохранять улыбку на лице во время процесса. Известны случаи, когда самурай собственной кровью писал предсмертные стихи. Позже спортсмену разрешили опереться на нож вместо того, чтобы сделать Х-образный надрез. Еще позже, чтобы человек не потерял контроль над собой во время самоубийства, специальный помощник отрубил мечом голову самураю.

Различия в применении сепукку и харакири в истории Японии

Сепукку

Сепукку — это ритуальное самоубийство мечом, которым чаще всего пользуются самураи. Главным принципом сэпукку было сохранение чести и достоинства, а также избегание позора.

Самураи часто выбирали сепукку, если терпели поражение в битве или чувствовали себя оскорбленными. Они приходили в определенное место, где совершались четкие ритуалы, после чего бросались на меч и наносили себе смертельный удар.

Харакири

Харакири — это тоже ритуальное самоубийство, но оно было более распространено среди простых людей. В отличие от сепукку, харакири использовалось как способ протеста или наказания за проступок.

Совершивший харакири садился на специальную платформу и с помощью ножа наносил себе смертельный удар в живот. Этот процесс был более медленным и болезненным, чем сэпукку.

В целом оба эти ритуала были распространены в Японии до XIX века и имели большое значение в японской культуре. Сегодня они используются только в исторических фильмах или театральных постановках.

Важно помнить, что сэпукку и харакири — это крайности, которые могут привести к смерти. Самоубийство никогда не является решением проблем, а решать проблемы нужно другими способами.

Тайный смысл

Харакири и сэппуку: есть разница и в тайном значении действия. Исторический интерес представляет тот факт, что сеппукурит проводится путем вскрытия брюшной полости. По мнению исследователей, такой жест символизирует наготу души (а желудок традиционно воспринимается как вместилище жизненной энергии, которая исчезает при его вскрытии). Иногда самураи могут не соглашаться с обвинениями и оглашенным приговором. Вспарыванием живота человек показывал чистоту своих помыслов, открытость души и, соответственно, свою невинность.

Харакири: происхождение и значение в культуре Японии

Харакири — японская традиция самоубийства, которая практикуется в Японии с 13 века. Он также имеет название «сэппуку», что означает «согнутый разрез». Важно отметить, что харакири практиковалось не как самоубийство, как мы его понимаем, а как часть ритуалов и традиций военного сословия японских самураев.

Главной целью харакири было сохранение чести и духовной свободы после падения или капитуляции. Венцом жизни самурая было служение своему господину, и если он был убит или сдаться было единственным выходом, самурай мог запросить разрешение на харакири. Это позволило ему сохранить свою честь и избежать позора перед соотечественниками.

Хотя харакири практикуется только в японском военном сословии, оно стало важной частью японской культуры и искусства. Она вдохновляла писателей, художников и кинематографистов на создание произведений, выражающих глубокое уважение к японским традициям и чести. Сегодня харакири больше не практикуется в Японии, но его важность для японской культуры и истории остается неоспоримой.

Одним словом, харакири был одним из символов японской культуры, в которой подчеркивались принципы чести и самопожертвования. Практикующий харакири продемонстрировал свои твердые моральные принципы и верность своему господину и стране. Это важное наследие, которое помогает понять роль этих ценностей в культуре и истории Японии.

Еще немного истории

Ритуал самоубийства имеет многовековую традицию. Две тысячи лет назад аналогичные действия применялись на Курилах и Японских островах, в Монголии и Маньчжурии. Поначалу ритуал проводился исключительно самостоятельно. Затем, спустя несколько столетий, его стали использовать в качестве наказания по приказу свыше. Среди военной аристократии средневековой Японии обычай получил широкое распространение.

Некоторые историки объясняют этот факт тем, что в Японии в то время не было тюрем, а было всего два вида наказания: за мелкие нарушения — физическое избиение, за крупные — смертная казнь. Более того, ритуал был чуть ли не единственным вариантом смыть позор и доказать честность своих намерений. А почетный срок высоко ценился среди самураев.

в чем разница между сеппуку и харакири

Сравнение терминов

Японские иероглифы имеют два способа чтения: китайско-японское «на» и японское «только». В сэппуку (切腹) используются те же символы, что и в харакири (腹切り), но в другом порядке. Произношение этих иероглифов варьируется в зависимости от способа чтения.

Транскрипция и значение «харакири»

«Харакири» (腹切り) состоит из иероглифа «腹», что означает желудок и произносится как «хара». «Хара» — это чтение «кун», японское звучание иероглифа «腹».

«切り» произносится как «кири», что является инфинитивной формой глагола «киру», что означает «резать». «Киру» также является чтением «кун» иероглифа «切». Вместе эти иероглифы переводятся как «вырезать в животе».

Транскрипция и значение «сеппуку»

В произношении «сэппуку» (切腹) используется китайско-японское чтение «он». Иероглиф «切» звучит как «сэцу» (вырезать), а иероглиф «腹» звучит как «хуку» (живот). Вместе эти иероглифы переводятся как «вырезать в животе».

Женский ритуал самоубийства

Ритуал женского самоубийства

Ксилография жены Онодеры Джунаи, одного из сорока семи ронинов. Она готовится последовать за своим мужем на смерть.

У женщин был свой ритуал самоубийства. Некоторые женщины, принадлежащие к самурайским семьям, покончили жизнь самоубийством, перерезав яремную вену таким ножом, как танто («короткий меч», см изображение выше) или кайкен («короткий кинжал»). Главной целью было добиться быстрой и верной смерти, чтобы избежать плена. Прежде чем покончить с собой, женщина часто связывала себе колени, чтобы ее тело нашли в достойном положении, несмотря на конвульсии смерти. Однако Дзигай не относится исключительно к этому конкретному методу самоубийства.

Дзигай часто делали, чтобы сохранить честь, если военное поражение было неизбежным, чтобы предотвратить изнасилование. Войска вторжения часто входили в дома и заставали хозяйку дома сидеть в одиночестве, отвернув лицо от двери. Подойдя к ней, они увидели, что она покончила с собой задолго до того, как они добрались до нее.

Сэппуку как смертная казнь

Наиболее распространенной формой сэппуку было принудительное сэппуку, которое использовалось в качестве формы смертной казни для опальных самураев, особенно тех, кто совершил серьезное преступление, такое как неспровоцированное убийство, грабеж, коррупция или измена.

Самураям обычно сообщали об их преступлении полностью и давали определенное время для совершения сэппуку, обычно до захода солнца в определенный день. Если осужденный отказывался сотрудничать, его насильно обезглавливали, сохраняя лишь признаки сэппуку, например, выложенный перед преступником короткий меч можно было заменить веером. В отличие от добровольного сэппуку, сэппуку проводилось, поскольку смертная казнь не обязательно освобождала семью преступника от наказания. В зависимости от тяжести преступления половина или все имущество умершего может быть конфисковано, а семья лишена звания.

Читайте также: Страны мира по военной мощи 2023: рейтинг лучших и описание их потенциала

Сэппуку и харакири: есть ли разница?

Сэппуку и харакири — это два термина, используемые для обозначения одной и той же практики самоубийства в японской культуре. На самом деле, между этими двумя терминами нет никакой разницы.

Однако стоит отметить, что термин «сэппуку» более старый и формальный, тогда как «харакири» — более простой и популярный термин. В повседневном японском языке слово «харакири» чаще используется для обозначения этой суицидальной практики.

самурай

Таким образом, можно сказать, что различия между «сэппуку» и «харакири» в основном связаны с их стилистическими и историческими аспектами, но в контексте самих событий они обозначают один и тот же суицидальный поступок самурая.

Сепукку и харакири сегодня: традиции и современность

Традиции

Сепукку и харакири — традиционные японские методы самоубийства, применяемые в случае позора или поражения в военном сражении. Оба метода предполагают нанесение смертельных ран и ожидание смерти в святом месте. Сепукку — женская версия слова, а харакири — мужская.

В прошлом сэпукку и харакири были распространены среди японской военной элиты, самураев. Эти способы считались особенно справедливыми и справедливыми, если человек совершал самоубийство после неудачного боя или ошибки.

История кровавого ритуала

История харакири (сэппуку) имеет много примеров и связана с японской самурайской культурой и бусидо, кодексом чести и храбрости, соблюдаемым самураями. Этот кровавый ритуал уходит своими корнями в древнюю Японию и развивался на протяжении веков.

Ранним примером харакири было самоубийство императора Чуая, жившего в 6 веке. Он совершил сэппуку в знак протеста против беззакония и коррупции правительства. Это действие оказало огромное влияние на историю Японии и впоследствии стало примером для многих самураев.

Основным периодом, связанным с харакири, является эпоха средневекового феодализма в Японии (XII-XIX вв.). Самураи были верными слугами своих господ и считались сварливыми и благородными воинами. Однако в ситуациях, когда они совершали ошибки, попадали в плен или не могли выполнять свои обязанности, они считали, что потеряли свою честь.

Харакири стало обычным способом для самураев выразить свою преданность и верность своему господину. Они считали, что совершить самоубийство посредством харакири — самый почетный и достойный способ умереть. Это действие требовало силы воли, мужества и самоотверженности.

Харакири совершалось с особыми формальностями. Самураи готовились к действу, проводили последние церемонии и прощались со своими близкими. Затем он принимал позу, обычно стоя на коленях или приседая, и делал надрез на животе мечом или кинжалом. Если самурай не мог совершить акт самостоятельно, то его помощник, обычно другой самурай, отрубал ему голову, чтобы предотвратить ненужные страдания.

Со временем и с модернизацией Японии в конце XIX века харакири утратило свое практическое значение и было запрещено. Тем не менее, он остается важной частью японской истории и культуры, увековечивая память самураев, их верность и честь.

Книжный стиль

Сэппуку — это скорее книжный термин, а так называемый высокий штиль. Он предполагает чисто ритуальное самурайское самоубийство, которое осуществляется в соответствии со всевозможными условностями, характерными для действия. Таким образом, разница между харакири и сэппуку наблюдается в том, что первый термин обобщает, а второй более конкретизирует.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector